Село Ахштырь: три года за обочиной Олимпиады

26.11.2012

Село Ахштырь стоит на пути строительства совмещенной олимпийской дороги. Проблемы, которые начались с началом олимпийского строительства, сегодня стали практически неразрешимыми. По большей части от того, что никто не собирается их решать. «Нас всего 150 человек, если считать вместе с детьми, видимо для чиновников – нас не существует», - печально констатируют жители Ахштыря. А еще три года назад люди на что-то надеялись, ожидали, что их наконец-то заметят, помогут решить накопившиеся проблемы. В 2010 году мы опубликовали репортаж об этом- http://sochi.com/news/?id=16161.

Олимпийское строительство принесло кардинальные изменения в их патриархальный быт. Тогда, три года назад они еще и сами не понимали, что это беда или благо. "Мы тогда надеялись, что к нам придет цивилизация, думали - все наладится", - говорят люди. Новую технологическую дорогу, которая поделила село надвое, сначала многие воспринимали как спасение, ведь раньше дороги вообще не было. Сегодня она стала проклятием, полностью уничтожив сельскохозяйственную отрасль.

Животноводство было уничтожено сразу, поскольку держать свиней стало невозможно из-за борьбы с чумой, коров и коз  запретили, чтобы они не стояли на пути к олимпийскому будущему. А сейчас – три года спустя их фруктовые сады и другие посадки так засыпаны строительной пылью, что все еще созревающие фрукты - невозможно отмыть. У «технологической» дороги нет тротуаров и обочин, по ней опасно перемещаться пешком, а в селе живут в основном пожилые люди и около 40 детей. У одной из бабушек от постоянной вибрации стал разрушаться старый дом. «Машина за машиной идет, мой дом постоянно трясет, стали разваливаться стены, я живу в аварийном доме, в любой момент он может рухнуть», - рассказывает она. Федеральная трасса от Ахштыря - в 30 метрах, но выезда на нее нет. Детям, чтобы добраться до школы, нужно перейти через оживленную трассу или добираться в обход, а это 22 км.

Вторая проблема, возникшая с началом олимпийских преобразований – из колодцев ушла вода. Некоторые колодцы были разрушены при строительстве технологической дороги. Тогда три года назад, осознав все проблемы сельчан,строители «ЮГСК» пошли навстречу людям и организовали еженедельный подвоз воды. Уже три года подряд раз в неделю люди заполняют чистой водой все емкости. Мало того, РЖД в 2010 году начало бить новую скважину, им обещали за два месяца поставить водонапорную башню, и сделать центральную развязку. Но так и не сделали… А воды нет.
«В сентябре ЮГСК завершит строительство и уйдет, и будет катастрофа Ахштыря», - с горечью говорят люди, - Глава района Жигалко обещал заключить договор с Водоканалом, но мы не верим, нам уже столько обещали и Пахомов и другие…».

Жители написали сотни писем во все инстанции от федеральных до краевых. Почему не реагируют? Люди уверены: потому что нас мало. «Что для них 150 человек, когда осуществляется проект мирового масштаба?». Но эти люди - есть, они здесь живут, здесь жили их предки. Они пытались пикетировать, преграждать дорогу во время визитов чиновников и экспертов МОК. Но начальник ОП УВД Блиново А. Кисляр выдал им предупреждение – не препятствуйте, а иначе  наступит административная ответственность.

Общие затраты на совмещенную автомобильную и железную дорогу в Красную Поляну, из-за которой пострадали ахштырцы, составляют более 50 млрд долларов. Подготовительные работы при этом обошлись в 2 млрд долларов. Это почти столько же, сколько потратили на всю зимнюю Олимпиаду американцы в 2002 году в Солт-Лейк-Сити. Но из всех этих денег на обустройство водонапорной башни в Ахштыре – не нашлось ни копейки.

Инесса Новикова