Язык

Город Сочи основан в 1838 году как форт Александрия, принадлежащий Российской империи. С тех пор количество русскоязычного населения здесь только увеличивалось, и теперь русский язык является основным для всех народностей, которые населяют Сочи: русских, армян, грузинов, украинцев, греков, адыгов и многих других. Несмотря на то, что более-менее крупного поселения на берегу Черного моря до прихода русских не было, эта территория никогда не пустовала, поэтому названия города, его районов и микрорайонов, окружающих Сочи гор и водоемов восходят к глубокой древности и не имеют ничего общего с русским языком. Так, например, название «Сочи» восходит к убыхскому слову «Садша», которое значит «область Сиди Ахмет Паши». Звучащий на европейский манер Адлер – измененное слово «Артлар», обозначающее территорию, где некогда проживало племя Арт. В состав топонимов, кроме убыхских слов, также входят адыгейские, абхазские слова: -ста (или –пста) – по-убыхски «вода» (известный источник минеральных вод «Мацеста», район Хоста, Кудепста), -псе (тоже вода, но по-адыгейски: отсюда слово «Туапсе»), ах- (по-абхазски значит «высокий», например название микрорайона «Малый Ахун»).

Названия типа «Лазаревское», «Головинка», «Красная Поляна» и т.д. появились на этой территории гораздо позже, с середины XIX века, когда побережье отошло к Российской империи.

 

Религия

Сочи отлично обеспеченный культовыми организациями на одного проживающего город. Подавляющее большинство жителей, 80 процентов – православные, среди которых русские и белорусы, украинцы и греки, осетины и абхазы, грузины. В городе действует более трех десятков православных храмов, часовен принадлежащих православной церкви России.

Армяне-католики – прихожане единственного католического храма города Сочи, собора Святых Симона и Фаддея. Кроме того, в городе Сочи имеется польская община, но она очень небольшая.

Большинство представителей армянской общины – приверженцы Армянской апостольской церкви. 3 прихода на территории города объединены армянской викарной епархией, центр которой расположен в Сочи.

Для мусульманской общины города, в последние несколько лет, наиболее важным является вопрос возведения большой Соборной мечети в центре Сочи. Адыгейцы, кабардинцы, турки и татары, а также азербайджанцы и другие приверженцы ислама составляют 5 % населения города. В ауле Тхагапш имеется небольшая мечеть, но она слишком мала и труднодоступна для большинства прихожан. На строительство в микрорайоне Бытха Соборной мечети готов выделить деньги спонсор из Объединённых Арабских Эмиратов. Этого спонсора нашли в 2008 году.

В том же 2008 году, раввин города Сочи, Арье Эделькопф провел ряд консультаций с Семёном Вайнштоком по вопросу возведения синагоги, а также еврейского общинного центра, предназначенного для жителей Черноморского побережья.

Позиции баптистской общины были сильны в городе еще во времена СССР. На сегодняшний день протестанты ведут активную деятельность в Сочи. Новые приходы появились у Новоапостольской церкви и евангельских христиан, а также адвентистов седьмого дня и Свидетелей Иеговы.